пятница, 22 июля 2016 г.

Жажда жизни - Роман о Винсенте Ван Гоге

      
 "Жажда жизни" по стилю написания - роман-биография. Но это не та биография, которая сухо излагает факты из жизни человека. Эта книга-более интересное и захватывающее повествование. Ирвинг Стоун умеет удержать внимание читателя, погружая его в прошлое. Он заставляет переживать его так, словно оно происходит сейчас. Читая роман, мы становимся немыми наблюдателями трагичной жизненной истории, жаждущими, но не имеющими возможности повлиять на нее.

Автор отмечает, что информация о ключевых событиях жизни Винсента Ван Гога и их хронологической последовательности взята из писем братьев друг другу. Диалоги и размышления героя романа Ирвинг Стоун выдумал, однако при чтении не верится, что Винсент в своей жизни мог рассуждать иначе. Образ героя, его мысли, настроения так глубоко затрагивают душу, что вместе с художником переживаешь чувство страха от неминуемой голодной гибели, отсутствие понимания и признания среди родных и близких по профессии, гнев от того, что не можешь создать идеальную картину, достойную быть проданной или показанной на выставке.


С первой главы романа мы разделяем вместе с Винсентом его страдания от безответной любви к девушке. Хотя представив себя предметом обожания художника, другая девушка вряд ли бы ответила ему взаимностью. Со стороны он безумный чудак-социофоб.
Автор показывает нам душевные муки Винсента, скрытые ото всех. Сколько размышлений в голове одинокого философа, пытающегося отыскать
ответы на вопросы: как улучшить мир, как дать миру то, в чем он нуждается, как осветить гложущие людей проблемы, на которые весь мир закрывает глаза. Художник ищет правду в жизни простых людей и отражает это на своих полотнах. Он живет настоящим днем, вкладывая все силы в свою «работу по предназначению». Он жаждет дать жизнь своим произведениям, чтобы другие видели всю черноту своего существования и неумолимую красоту природы. Однако в глазах остального мира художник выглядит тунеядцем и бездельником, не думающем о своем будущем.

Книга погружает в тот мир, которым видит его Ван Гог: мир бедных, но живущих настоящей жизнью людей, будь то не видящие солнечного света шахтеры или пашущие на поле крестьяне, сгорбленные едоки картофеля или тихие, скромные ткачи. Мир богатых людей художника не интересует вовсе: в них душа спрятана, наряды, манеры и праздность во взгляде утаивают подлинные чувства людей. Этих людей, по мнению Ван Гога, жизнь не потрепала, они не знают, что такое голод, холод, одиночество, смертельная усталость. В их глазах и фигурах не увидишь того, что есть в рабочем и крестьянине: простоты, осознания своей беспомощности перед жестоким миром, нищеты, стремления прожить еще один день.

Судьба заставляет Ван Гога перебираться с места на место, поскольку он никчемный изгой среди людей. Попытки учиться у известных мастеров оказывались провальными, от него открещивались все. Везде его постигали неудачи в общении, везде он едва сводил концы с концами, был лишен средств к существованию, готовился к смерти от лихорадки. Но всегда его находил и спасал от гибели любящий младший брат. Тео был единственным человеком, понимающим начинающего художника. Он всегда верил в гениальность брата, когда другие видели в Винсенте неудачника, не умеющего держать кисть, напрасно теряющего время и растрачивающего деньги Тео.
Винсент не мог разочаровать брата. В Париже Ван Гогу открылись двери в незнакомый, но заманчивый мир импрессионизма. Здесь он знакомится с яркими красочными пейзажами Моне, научным пуантилизмом Сера, развратностью картин Лотрека, экзотическими картинами Гогена, драматизмом произведений Дега, и делает вывод, что его работы примитивны, мрачны и далеки от шедевра. Винсент становится одержим идеей писать так же, как импрессионисты, добавляя больше светлых тонов. Но каждый великий художник тем и уникален, что использует совершенно неизвестный до него штрих в манере написания. Для Ван Гога этой изюминкой стали упрощение и грубость форм, нарушение пропорций человека, правил перспективы, что подчеркивает самую суть жизни людей, их настроения. Необыкновенное сочетание цветов, четкость линий, густые мазки погружают в мир чувств художника.
Однако Парижа с его многообразием стилей, учений, кружков и студий оказалось недостаточным для художника, чтобы открыть свой талант. Винсент двигался в направлении постимпрессионизма. Безумный Арль с нестихаемым ветром и палящим солнцем заманил художника яркими красками. Этот эпилептический город вдохновил на написание колоритных пейзажей. Жизнь в Арле - наиболее продуктивный период жизни Ван Гога. К сожалению, гениальность часто сопровождается безумием. В Арле случился первый припадок эпилепсии. Это был пик творчества. Винсент в поселении для душевнобольных чувствовал закат своей стези, но не сдавался и еще рьянее старался создать картины живописи, достойные быть проданными. Ему не хотелось разочаровывать брата, ведь Тео видел в нем великого художника. Но увы,  его картины были гнетущими и нервными.
Позже, живя недалеко от Парижа, Винсент мог писать только депрессивные картины. Приступы болезни мешали Винсенту работать, как раньше. Он не мог погрузиться в картину с головой. В вечном страхе совершить что-то непоправимое, художник покончил с собой, так и оставшись для многих людей безумным неудачником. Лишь самые близкие скорбели об утрате великого гения. «Пшеничное поле с воронами» - последняя работа Ван Гога, ставшая после его смерти шедевром.
Трагически закончилась жизнь двух братьев (Тео скончался спустя полгода после смерти брата). Винсент преодолел трудный путь к становлению великим постимпрессионистом. За непродолжительную жизнь художник оставил огромное наследие картин: «Подсолнухи», «Едоки картофеля», «Ирисы», «Звездная ночь над Роной», «Портрет доктора Гаше» и другие.


Этот роман оставляет неизгладимое впечатление на читателя. Книга достойна внимания тех, кто хочет познакомиться с внутренним миром Ван Гога. Название не могло быть другим для биографии одержимого  художника. Спасибо Ирвингу Стоуну за столь интересную и познавательную историю трагической жизни Винсента Ван Гога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий